Рефераты

Порядок приобретения гражданства Российской Федерации в современных условиях

ункт 13 анкеты обязывает представить весьма подробные сведения на своих родственников и даже бывшего (ую) супруга (у). Причем необходимо указать не только их гражданство и страну проживания, но и адрес, место работы. Следует признать сбор подобных сведений затруднительным, так как лицо, заполняющее анкету может быть с кем-то из родных в ссоре, разведен уже длительное время, - в таких случаях получение столь подробных сведений будет явно неоправданно затруднительным. Указание устаревших или не соответствующих действительности данных может повлечь значительные сложности у лица, получающего гражданство, поскольку приказ обязывает заполнять все графы заявления полностью и без прочерков. А за предоставление ложных сведений может последовать отказ в гражданстве. Между тем ни ранее действующий Закон РФ, ни Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не требуют собирать подробные досье на своих родственников и тем более бывшего супруга.

В п.15 необходимо указать обо всех выполняемых работах, включая военную службу, за последние 5 лет. Этот пункт заявления тоже далеко не прост. Современные границы между странами и даже континентами для перемещения рабочей силы достаточно условны. Транснациональные компании, например, часто практикуют переезд своих работников из Европы в Америку, оттуда в Азию и т.д. Однако трудно себе представить, что такие люди ринутся получать российское гражданство. Более реально представить себе нашего "соотечественника", поработавшего на стройках социализма примерно в такой последовательности: Прибалтика Казахстан - БАМ - Абхазия. Хорошо, если трудовая книжка сохранилась - перечислишь в анкете места работы. В ином случае придется вести длительную переписку с компетентными органами независимых государств.

Закон о гражданстве 2002 г. направлен на ужесточение порядка приема в гражданства, чем Закон 1991 г. Объяснить такое положение можно тем, что в 1991 г. актуальным вопросом было распределение населения, населявшего Советский Союз по суверенным государствам и соответственно, получения гражданства этих государств. Нынешний Закон принят в условиях прошедшего десятилетнего периода, когда население ближнего зарубежья России уже сформировалось и лица, действительно желающие по праву приобрести гражданство России имели возможность это сделать. Поэтому нынешний Закон ужесточил соответствующую процедуру для регулирования процессов миграции и увеличения населения России за счет мигрантов.

2.4 Приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

В Законе указывается, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2008 года заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

Определяя порядок приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, Положение устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании ч.1 ст.14 Закона о гражданстве 2002 г.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:

а) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона:

вид на жительство;

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

один из документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;

свидетельство о рождении заявителя;

паспорт гражданина Российской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства;

один из документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

б) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона:

вид на жительство;

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

один из документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;

один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом (свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. В случае если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, документами, подтверждающими, что заявитель состоял в гражданстве СССР в прошлом, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР);

в) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "в" части первой статьи 14 Федерального закона:

вид на жительство;

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

документ о законченном среднем профессиональном образовании (базового уровня или повышенного уровня), либо диплом бакалавра, либо диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра и приложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебного заведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательной программы на территории Российской Федерации;

один из документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

г) при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона, вместе с документами, перечисленными в пункте 10 Положения:

лицо, родившееся на территории РСФСР и имевшее гражданство бывшего СССР, - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим, что заявитель родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР в прошлом, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения;

лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство Российской Федерации;

нетрудоспособное лицо, имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт гражданина Российской Федерации сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы);

д) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части третьей статьи 14 Федерального закона:

паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо вид на жительство (при его наличии) с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г.;

один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы);

один из документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;

один из документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

е) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона:

паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство;

один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом;

один из документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

ж) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части пятой статьи 14 Федерального закона:

паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства, либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство (при его наличии);

удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, либо удостоверение инвалида Отечественной войны, либо удостоверение участника войны, либо удостоверение о праве на льготы;

один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом.

Заявитель, являющийся участником Государственной программы также представляет выданное в установленном порядке свидетельство участника Государственной программы.

Члены семьи такого заявителя, переселяющиеся совместно с ним на постоянное место жительства в Российскую Федерацию также представляют копии свидетельства участника Государственной программы.

Иностранные граждане и лица без гражданства вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации:

документ, подтверждающий разрешение властей иностранного государства на проживание заявителя на территории этого государства (при отсутствии соответствующих данных в документе, удостоверяющем личность заявителя);

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию.

Иностранные граждане представляют документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства. Если отказ лица от иного гражданства возможен, но обусловлен приобретением гражданства Российской Федерации, либо если иное гражданство прекращается у лица вследствие приобретения гражданства Российской Федерации, заявитель вместо указанного документа представляет обязательство направить в полномочный орган, принявший решение о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации, в течение одного года со дня приобретения гражданства Российской Федерации документ о прекращении иного гражданства. Указанное обязательство составляется в произвольной форме, а подпись заявителя в этом обязательстве удостоверяется нотариальной записью.

Представление указанных документов и обязательства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации.

Вместе с документами в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации представляются:

а) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона:

свидетельство о рождении заявителя;

один из документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Российской Федерации родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации либо копия паспорта гражданина Российской Федерации, заверенная должностным лицом территориального органа Федеральной миграционной службы);

один из документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;

б) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона:

один из документов, подтверждающих наличие гражданства СССР в прошлом;

один из документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов;

в) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "в" части первой статьи 14 Федерального закона - документ о законченном среднем профессиональном образовании (базового уровня или повышенного уровня), либо диплом бакалавра, либо диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра и приложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебного заведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательной программы на территории Российской Федерации.

Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве, известное законодательству со времен Российской империи. Например, бывшая русская подданная в случае вдовства или расторжения брака имела право восстановиться в русском подданстве. Для этого было необходимо только представить местному губернатору удостоверение о прекращении ее брака с иностранцем [31. С.241].

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации (п. "в" ст.11). В нем указывается (ст.15), что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации (ч.1 ст.13). При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство Российской Федерации, закон понимает не бывших граждан РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.

При подаче заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации по форме, установленной Положением, представляются также следующие документы:

вид на жительство;

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копия данного обращения, заверенная соответствующим полномочным органом иностранного государства;

документ, подтверждающий владение заявителя русским языком;

справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства Российской Федерации или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Можно сделать вывод, что новый Закон о гражданстве предусматривает возможность приема в российское гражданство в упрощенном порядке. Такой порядок касается двух категорий лиц и предусматривает в соответствии с этим различные условия упрощения процедуры приема в гражданство. По сравнению с прежним Законом о гражданстве возможность применения упрощенной процедуры сокращена. Оценка ужесточения процедур получения гражданства зависит от отношения к миграции в России как социальному явлению. В настоящее время экономисты и социологии отмечают как негативные, так и позитивные моменты влияния миграции на социально-экономическое развитие России.

Российское государство в настоящий период восприняло концепцию сокращения внешней миграции и увеличения населения России за счет иностранных граждан. Для этого законодательно созданы определенные препятствия для приема в гражданство иностранцев и сведены к минимуму обстоятельства, упрощающие этот порядок. Такие изменения в законодательстве о гражданстве можно признать позитивными, так как в настоящее время необходимости упрощать процедуру приема в гражданство России нет. Население бывших союзных республик, ставших суверенными государствами, уже сформировалось, поэтому упрощение процедуры приема в гражданство России утратило свою историческую актуальность. Получение гражданства государства должно быть особым актом в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а не формальной и общедоступной процедурой. Такое отношение государства к предоставлению собственного гражданства является показателем его реального суверенитета.

Заключение

Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием.

Конституция РФ 1993 г. аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов. Это относится к установлению единого и равного гражданства; равного обладания каждым гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ своего гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства Российской Федерации своим гражданам за ее пределами; возможности иметь в соответствии с законом двойное гражданство; пользования в Российской Федерации правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

За прошедший после принятия Конституции РФ период сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".

На протяжении существования Российской Федерации изменения в законодательстве о гражданстве происходили дважды - при принятии Закона о гражданстве в 1991 году и при принятии нового Закона о гражданстве в 2002 году. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России.

Новый этап в развитии законодательства о гражданстве выявил ряд нерешенных проблем данного института. Связано это с тем, что правовое регулирование гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это, несомненно, так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям. Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те изменения, которые внесены новым Законом в уже сложившееся понятие гражданства.

Существенно изменен действовавший ранее порядок приобретения гражданства. Новый закон почти наполовину сократил перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации.

Более детально, по сравнению с предыдущим законодательством, в новом законе урегулирован порядок приема в гражданство. Теперь закон выделяет общий порядок приема в гражданство и упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации.

В Федеральном Законе 2002 г. расширен перечень оснований для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации. В частности, в дополнение к двум основаниям, закрепленным в Законе 1991 г. и сохранившимся в действующем, новый закон указывает еще шесть.

Таким образом, действующий Закон ужесточил процедуру приобретения гражданства, установив более жесткие требования для приобретения гражданства России в общем порядке, сократив основания приобретения гражданства в упрощенном порядке, а также введя дополнительные основания для отказа в приобретении гражданства. Такие изменения можно трактовать как реализацию государственной политики, направленной на сокращение внешней миграции и увеличения населения России за счет иностранных граждан.

Проблемными вопросами новой процедуры приема в гражданство можно отметить усложнение порядка получения гражданства. Но еще более сложным делает этот процесс "приказное правотворчество" российских органов исполнительной власти, которые по своему усмотрению требуют от соискателя гражданства предоставления сведений, не предусмотренных федеральным законодательством. Причем необходимость предоставления таких сведений значительно ущемляет права и свободы граждан.

Решение выявленных проблем видится во внесении следующих изменений в Заявление о приеме в гражданство, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации":

1) исключить пункты 8 "Национальность" и 9 "Вероисповедание" Заявления, так как лицо на территории Российской Федерации не обязано указывать свою национальность, а также свободно в выборе вероисповедания. Принуждение к указанию этих сведений является нарушением прав человека;

2) внесение сведений в п.п.13 "Близкие родственники", 15 "Трудовая деятельность за последние пять лет" в обязательном порядке под угрозой отказа в предоставлении гражданства в связи с указанием ложных данных зачастую весьма затруднительно, так как указанная информация бывает труднодоступной для заявителя. Поэтому необходимо внести изменения в порядок подачи Заявления о приеме в гражданство, в соответствии с которыми указанные пункты будут заполняться в добровольном порядке;

3) аналогичным образом изменить остальные заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в различных порядках для достижения единообразия процедуры приема в гражданство.

Внесение указанных изменений позволит сделать процедуру приема в российское гражданство более соответствующей федеральному законодательству, принципам правового статуса человека и гражданина.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. - 2002. - 5 июня

3. Федеральный закон от 3 января 2006 г. № 5-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 9 января. - № 2. - Ст.170.

4. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 31 июля. - № 31. - Часть I. - Ст.3420.

5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 24 июля. - № 30. - Ст.3285.

6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" // Российская газета. - 2002. - 19 ноября.

7. Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" (с изменениями и дополнениями от 27 июля 2007) // Российская газета. - 2005 г. - 22 октября.

8. Указ Президента РФ от 3 ноября 2006 г. № 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 6 ноября. - № 45. - Ст.4670.

9. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // Российская газета. - 1997. - 21 августа.

10. Приказ МВД РФ от 19 февраля 2004 г. № 104 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации" // Российская газета. - 2004. - 9 апреля.

11. Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. № 2606 "Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации" // Российская газета. - 2003. - 22 июля.

Материалы практики

12. Разъяснения МВД о порядке получения гражданства России // Комсомольская правда. - 2002. - 12 марта.

13. Приказ МВД РФ от 13 февраля 2002 г. № 121 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 30 июня 1994 г. № 330" (не действует) // Российская газета. - 2002. - 5 марта.

14. Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 118-О "По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. - 2005. - 27 мая.

Научная литература

15. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - М., 1994. - 280 с.

16. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. - 1997. - № 6. - С.17-25.

17. Актуальные проблемы гражданства: Материалы междунар. науч. -практ. конф. по проблемам гражданства.23-24 февраля 1995 г. - М., 1995. - 89 с.

18. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. - 1996. - № 11. - С.32-39.

19. Белкин А.А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства // Правоведение. - 1995. - № 6. - С.15-19.

20. Брянцев О.Г. Гражданство Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. - М., 2003. - 23 с.

21. Бурчакова М.А. Российское гражданство: состояние и перспективы правового регулирования: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. - М., 2001. - 20 с.

22. Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. - 1992. - № 18. - С.5-9.

23. Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. - 1976. - №13, - С.17-24.

24. Власенко И.Б. Институт гражданства и формы его государственного регулирования: Дис… канд. юрид. наук. - М., 2004. - 210 с.

25. Власенко И.Б. Правовое содержание основных форм внутригосударственного регламентирования гражданства в современных социально-политических условиях. - М., 1996. - 211 с.

26. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. - 197 с.

27. Воробьев Н.Ф. Вопросы гражданства в Российском федеративном государстве // Российская государственность: состояние и перспективы развития. - М., 1995. - С.24-29.

28. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 1992. - 201 с.

29. Комкова Г.Н. Некоторые проблемы реализации Закона "О гражданстве Российской Федерации" // Реализация Конституции России: Межвуз. науч. сб. - Саратов, 1994. - С.96-112.

30. Кутафин О.Е. Без гражданства нет и государства // Российская Федерация сегодня. - 2001. - № 12. - С.16-20.

31. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М., 2004. - 166 с.

32. Мещеряков А.В. К истории зарождения советского гражданства. - Саратов, 1986. - 265 с.

33. Миронов А.В. Восстановление в гражданстве Российской Федерации // Журнал российского права. - 2001. - № 2. - С.42-46.

34. Миронов О.О. Российское гражданство и права личности // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - М., 1996. - № 6. - С.78-93.

35. Нехай Э.А. Реализация права на гражданство в Российской Федерации и некоторых государствах ближнего зарубежья // Актуальные проблемы гражданства. - М., 1995. - С.25-36.

36. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. - 2002. - № 9/10. - С.15-21.

37. Пашлушкин А. Прием в гражданство и "приказное" правотворчество // Законодательство и экономика. - 2002. - № 9. - С.16-24.

38. Туз А.В. Институт гражданства в системе обеспечения правового статуса личности // Национальные интересы. - 2000. - № 3 (8). - С.32-39.

39. Черниченко С.В. Право наций на самоопределение и вопросы гражданства // Советское государство и право. - 1964. - № 1. - С.24-30.

40. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997. - 451 с.

41. Чуприс О.И. Понятие и правовая характеристика гражданства // Право и демократия: Межвуз. сб. науч. трудов. - Минск, 1997. - Вып.8. - С. 20-26.

42. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. - Вып.1. - М., 1992. - С.152-157.

43. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. - М., 1969. - 143 с.

44. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. - М., 1997. - 256 с.

45. Шингирей Т.Е. Приобретение гражданства Российской Федерации // Обозреватель-Observer Информационно-аналитический журнал. - 1996. - № 6. - С.36-39.

46. Шингирей Т.Е. Институт гражданства Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. - М., 1997. - 24 с.

47. Яшин В.Н., Калинин В.Н. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации: современные проблемы // Право и политика. - 2000. - № 11. - С.60-68.

Справочная и учебная литература

48. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1999. - 312 с.

49. Закон о гражданстве Российской Федерации: научно-практический комментарий. - М., 2004. - 167 с.

50. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 1992. - 352 с.

51. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1999. - 542 с.

52. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 1999. - 469 с.

53. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. - М., 1995. - 89 с.

54. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. - М., 1996. - 311 с.

55. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997. - 451 с.

Приложение

Основания и порядок приобретения гражданства

71

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты