Рефераты

Кредитование малых предприятий в Российской Федерации и перспективы его развития

Доказательством того, что заемщика вполне устраивают условия предоставления микрозаймов, и он готов соблюдать их и следовать им, является процент возвратности микрофинансовых ресурсов. По всем МФО в 2007 г. он составил 96,1%, что вполне укладывается в допустимые показатели риска. Таким образом, операции с микрозаймами можно классифицировать как вполне укладывающиеся в допустимые показатели риска. Риск невозврата кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, сопоставим с риском невозврата в банковском секторе.

Из вышепроведенного анализа можно сделать вывод, что развитие небанковского кредитования малых предприятий достаточно перспективно на данном этапе в России. Однако и в этом секторе существует ряд проблем, требующих решения. Одна из них – небольшая распространенность микрофинансовых организаций, отсутствие информации у малых предприятий о данном типе организаций. Кроме того, вызывает беспокойство  неоднозначность федерального законодательства, которое на практике ведет к тому, что российские МФО в процессе создания и уже в ходе работы с микрофинансовыми ресурсами вынуждены решать вопрос в области законодательства.

На основании изучения результатов исследований и нормативно-правовых документов можно сделать вывод, что деятельность некоммерческих организаций, связанная с осуществлением микрофинансовых операций, не запрещена российским законодательством. Более того, она не нуждается в лицензировании, и для ее регулировании не требуется принятие специальных законов.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЗВРАТА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


3.1. Создание эффективного механизма гарантирования кредитов малых предприятий

Основной причиной трудностей малых предприятий в плане использования средств коммерческих банков является их неспособность предоставить достаточные доказательства того, что ссуда будет возвращена. Банки работают в условиях риска и принимают обоснованные решения о степени риска, на который они готовы пойти за определенное вознаграждение. Когда они кредитуют малые предприятия, риск считается относительно большим, поэтому под приемлемые уровни риска требуется равноценное обеспечение. Однако малым предприятиям часто бывает трудно предоставить коммерческим банкам достаточное и качественное обеспечение. Отсутствие достаточного для залога имущества при расширении деятельности или, более того, при организации нового бизнеса – вполне нормальное явление для необремененных основными фондами малых предприятий.

Для преодоления этого рассогласования между требованиями банков к обеспечению и его наличием у малых предприятий в разных странах мира создан целый ряд схем предоставления гарантий банкам, обеспечивающих компенсацию в случае неспособности заемщика вернуть ссуду. В действительности эти так называемые программы кредитных гарантий освобождают банки от части риска, которую не в состоянии гарантировать само малое предприятие. Без такой гарантии малое предприятие никогда не получит ссуду требуемого размера.

Определение гарантии, непосредственно относящееся к малым предприятиям, звучит так: «Разделение рисков с кредитными учреждениями путем возмещения (части) потерь в случае неспособности погашения кредита, и поддержка предпринимателей, желающих осуществить надежные жизнеспособные проекты, но имеющие недостаточное обеспечение или кредитную историю, которые не в состоянии удовлетворить требования кредитующего банка».

В этом определении присутствуют несколько элементов, имеющих важное значение для понимания сути кредитной гарантии, а именно:

- Разделение риска между кредитором и гарантом.

- Компенсация гарантом части потерь.

- Требование исполнения гарантии в случае невыполнения условий кредитного соглашения.

- Указание предпринимателей как конечной целевой группы, получающей выгоды от данного инструмента.

- Понятие «надежных и жизнеспособных проектов», в соответствии с которым проекты должны быть надежными и жизнеспособными, чтобы иметь право на гарантию.

- Признание возможной неспособности малых предприятий удовлетворить требования к обеспечению или кредитной истории, то есть того, что у конечной целевой группы имеются реальные сложности с удовлетворением требований кредитующих банков.

В российской практике существует несколько примеров применения кредитных гарантий. Возможно, самым известным является попытка Федерального фонда поддержки малого предпринимательства создать программу кредитных гарантий совместно с «СБС-Агробанком». Программу создавали в 1997-98 гг., и средства федерального бюджета были переведены в «СБС-Агро» под 1% годовых. После этого депозит использовался в качестве гарантии. Общая сумма программы составила 150 млн. руб. (по курсу на тот момент – 25 млн. долларов США), и их планировалось использовать до 2003 г. Оценку клиентов проводил банк, и он же предлагал 100%-ую гарантию по ссудам. В самом начале реализации программы произошел случай неисполнения обязательств заемщиком, затем финансовый кризис августа 1998 г. «съел» весь депозит. Судьба «СБС-Агро» также всем известна.

После кризиса 1998 г. попытки создать гарантийные механизмы по кредитам малых предприятий продолжились. В Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации говорилось, что создание гарантийных механизмов в рамках кредитно-финансовой поддержки малых предприятий является одним из приоритетных направлений деятельности. В соответствии с этим положением в ряде российских регионов были запущены так называемые «пилотные» проекты создания гарантийных фондов (Свердловская область, Нижегородская область, Орловская область и некоторые другие). Создаваемые в этих областях фонды во многом учитывают приведенные выше недостатки функционирования такого рода структур. Однако объем деятельности гарантийных фондов в регионах незначителен. Это связано не с отсутствием спроса на такой вид услуг, а с недостаточным обеспечением денежными средствами. Региональные гарантийные фонды не имеют возможности аккумулировать значительные финансовые ресурсы, что связано с источниками формирования фондов, которыми в основном служат средства региональных бюджетов и частично – средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

В данной работе предлагается вариант создания и функционирования гарантийного  фонда, который во многом позволит устранить вышеназванные недостатки. Таким фондом может стать Государственный гарантийный фонд (далее – Гарантийный фонд).

Цель создания Гарантийного фонда – реализация закрепленного действующим законодательством права Федерального фонда выступать гарантом по кредитам, предоставляемым банком-агентом субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе.

Основная задача – расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам коммерческих банков, а именно организация финансирования экономически и социально обоснованных проектов, не имеющих достаточного обеспечения запрашиваемых кредитных ресурсов.

В условиях функционирования Гарантийного фонда государство побуждает банки предоставлять финансирование малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции. Без этого вмешательства кредиты либо не предоставляются вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.

В отсутствие Гарантийного фонда банки вынуждены переносить стоимость риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленным в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они понесут в случае судебных разбирательств по этим займам. Эту стоимость, таким образом, частично должен принять на себя Государственный гарантийный фонд – так, чтобы оставшаяся стоимость риска была приемлема и для банков, и для предприятий. Субсидии, которые государство предоставляет, таким образом, оказываются намного меньше, чем бюджетная выгода, извлекаемая государством из ожидаемого экономического развития предприятий, получивших инвестиции.

В этих партнерских отношениях между государством и банками государственная поддержка играет стимулирующую роль, но не подменяет собой банковскую систему.

В предлагаемой нами модели Гарантийный фонд фактически выступает частью активов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, на который возложено финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Активы предназначены для обеспечения Федеральным фондом взятых на себя обязательств по договорам поручительства и иным договорам, являющимся, в соответствии с действующим законодательством, основанием для возникновения гражданско-правовых взаимоотношений.

Активы могут быть представлены в виде неснижаемого остатка денежных средств, находящихся на счетах Банка-агента, а также в депозитах или векселях этого банка.

Для реализации данной модели особое внимание следует обратить на то, какой банк будет выбран в качестве Банка-агента. Целесообразно в этом качестве рассматривать банк, обладающий следующими качествами:

- разветвленной филиальной сетью (для реализации региональных и муниципальных гарантий в рамках единой программы);

- финансово устойчивый, с положительной деловой репутацией, что позволит снизить потери денежных средств Гарантийного фонда, находящихся на счетах банка;

- выпускающий векселя, принимаемые для расчетов по всей стране;

осуществляющий операции по кредитованию предприятий малого бизнеса, заинтересованный в увеличении кредитного портфеля по данному направлению;

- имеющий «длинные» деньги, что позволит увеличить сроки кредитования малых предприятий. 

По мнению автора, в качестве Банка-агента может быть предложен Сбербанк России как отвечающий всем вышеперечисленным требованиям. На начальном этапе реализации программы Сбербанк России и его филиалы, и территориальные агентства будут являться единственными участниками программы. В дальнейшем, кредитование малых предприятий под гарантии фонда смогут осуществлять и другие банки. Для этого необходимо будет заключение трехсторонних соглашений между Сбербанком как Банком-агентом, на счетах которого находятся средства фонда, банком – участником программы и самим Гарантийным фондом о возможности списания средств со счета фонда, открытого в Сбербанке в пользу другого банка в случае неисполнения заемщиком – малым предприятием – своих обязательств по кредиту. В этом случае на Гарантийный фонд ложится обязанность анализа банка, предложившего свою кандидатуру в качестве участника программы кредитных гарантий, постоянный мониторинг деятельности этого банка, что на начальном этапе нецелесообразно, так как ведет к увеличению расходов фонда.

  Основными источниками формирования Гарантийного фонда должны являться:

- выделяемые Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства средства Федерального бюджета в рамках Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства за минусом средств, расходуемых Федеральным фондом на другие, негарантийные, цели, поступающие на счет и являющиеся, как было определено выше, активами Гарантийного фонда;

- внебюджетные источники, в том числе взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных, и иные поступления, не запре-щенные действующим законодательством;

- собственные средства Федерального фонда, в том числе от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, предоставляемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Все вышеперечисленные источники средств не противоречат Уставу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Управление Гарантийным фондом может осуществляться правлением и попечительским советом Федерального фонда. Однако поскольку к компетенции правления и попечительского совета относится широкий круг вопросов, связанных с финансовым обеспечением Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в целом (определенный Уставом Федерального фонда), для принятия решений о предоставлении гарантий может быть создана структура, подобная кредитному комитету банка – гарантийный комитет фонда.

Государственный гарантийный фонд должен быть представлен на всей территории страны, и гарантия должна быть одинаково надежной как в неблагополучном, так и в процветающем регионе.

Процедура взаимодействия банка, Гарантийного фонда и малого предприятия в ходе реализации механизма кредитного гарантирования может проходить по одной из двух схем:

1. Оценка бизнеса потенциального заемщика и имеющегося обеспечения осуществляется банком. При принятии предварительного положительного решения банк уведомляет о намерении предоставить кредит потенциальному заемщику и предлагает Гарантийному Фонду выступить поручителем на определенную сумму. Конкурсная комиссия Гарантийного фонда рассматривает заявку и принимает решение по ее реализации. После этого Гарантийный фонд заключает договор поручительства с малым предприятием. В течение всего срока действия кредита и гарантии банк и фонд совместно осуществляют постоянный мониторинг использования гарантийного фонда

2. Оценка бизнеса потенциального заемщика осуществляется как банком, так и Гарантийным фондом, в который малое предприятие обращается самостоятельно с заявкой на предоставление гарантии. Решение о предоставлении гарантии принимается комиссией фонда. В течение срока действия кредитного договора банк и Гарантийный фонд осуществляют мониторинг независимо друг от друга. При этом в случае установления в ходе проверки негативных тенденций деятельности малого предприятия или нецелевого использования средств Гарантийный фонд вправе аннулировать гарантию по данному кредиту.

Обе эти схемы имеют свои преимущества и недостатки. В первом случае налицо повышенный риск работы Гарантийного фонда вследствие рассмотрения заявки на основе анализа деятельности заемщика банком. Однако при этом возможно сокращение времени рассмотрения заявки. Во втором случае детальный анализ заемщика со стороны Гарантийного фонда снижает риск предоставления гарантий, однако увеличивает срок получения кредита для малого предприятия, а также увеличивает расходы фонда по подготовке, обучению и содержанию квалифицированного штата кредитных экспертов-аналитиков.

Применение той или иной схемы обусловлено степенью сотрудничества между банком и фондом. На начальном этапе внедрения программы гарантирования кредитов Гарантийным фондом целесообразно применять вторую схему, поскольку она позволяет избежать дополнительных рисков. В дальнейшем, при развитии данного механизма возможна передача функций анализа деятельности заемщика и мониторинга использования кредита и исполнения условий кредитного договора банку.

При реализации любой из этих схем необходим четкий объективный критерий для определения обстоятельства, при котором возникает обязанность произвести выплату по гарантии. В большинстве стран таковым считается неплатежеспособность заемщика, признанная в судебном порядке. В то же время возникновение серьезных трудностей с погашением кредита не должно помешать началу переговоров между предприятием-заемщиком, банком и Государственным гарантийным фондом.

Для установления факта неплатежеспособности заемщика по небольшим кредитам отсутствует необходимость обращения к судебным процедурам по вопросу банкротства, достаточно установления факта прекращения деятельности предприятия или его исполнительного органа.

Выплата по гарантии осуществляется только после реализации всех других видов обеспечения, имеющихся у банка: Гарантийный фонд возмещает банку средства только в случае их окончательной утраты.

Государственный гарантийный фонд, помимо оставшегося причитающегося к уплате основного долга, выплачивает также проценты, начисленные и неуплаченные к моменту возникновения неплатежеспособности.

Проценты, начисленные после обращения за возмещением по гарантии, не покрываются фондом.

Предоставление гарантий должно осуществляться на платной основе. Размер платы определяется в каждом конкретном случае Гарантийным фондом в зависимости от уровня кредитного риска. Комиссия фонду за гарантию должна покрывать как минимум расходы фонда по анализу проекта соискателя и учитывать риски гаранта, которые будет нести фонд. В такой стране, как Франция, считается, что средняя стоимость риска, который несут банки, выраженная в банковском проценте, равняется 2 % для  кредитов, когда такие кредиты предоставляются предприятиям, существующим более 3-х лет; для предприятий с меньшим сроком существования или для вновь создающихся предприятий эта стоимость составляет 6 %.

Таким образом, при переходе рисков от банка к Гарантийному фонду размер платы за гарантию целесообразно устанавливать на уровне 2-6%. В то же время автор уверен, что проекты малых предприятий, направляемых на соискание гарантии фонда, будут достаточно доходны, чтобы оплатить комиссию фонду в 2-5 % (в зависимости от проекта и репутации заемщика). Необходимо, чтобы деятельность по предоставлению гарантий была если не доходной, то, по крайней мере, безубыточной. Величина комиссионных может быть компенсирована более низкой ставкой по кредиту (так как риски банка при кредитовании под гарантии снижаются).

Гарантирование кредитов должно проходить по схеме: часть обеспечения по кредиту предоставляется малым предприятием, оставшаяся часть гарантируется фондом. Это позволит избежать необоснованного кредитования банками, но в то же время, снизит риски коммерческого банка при просрочке платежей и невозврате средств. Целесообразно применять дифференцированный подход к части кредита, гарантируемой фондом. Основным критерием дифференциации должна стать кредитная история заемщика. Например, при первом предоставлении банком кредита, а фондом – гарантии по нему, целесообразно установить соотношение собственного обеспечения малого предприятия к гарантии 50% на 50%. При повторном предоставлении кредита и гарантии по нему, при условии надлежащего исполнения всех обязательств предприятием по предыдущему кредиту, доля гарантийной части может быть увеличена. Дополнительным критерием дифференциации может также стать роль кредитуемого проекта.

Предоставление гарантий по кредитам малых предприятий Государственным гарантийным фондом представляется перспективным направлением. Эффективность данного проекта для малых предприятий очевидна: они получают возможность получить кредит по ставке, приближенной к обычной банковской, предоставив 50% или даже менее 50% обеспечения. Кроме того, распространение системы гарантирования по кредитам малых предприятий будет способствовать увеличению сроков кредитования вследствие снижения риска банка при наличии у последнего «длинных» денег. Если при реализации проекта в качестве Банка-агента выступит, как было предложено выше, Сбербанк России, обладающий долгосрочными ресурсами,  доля средне- и долгосрочных кредитов, предоставленных малым предприятиям, возрастет.

Для банка гарантии служат средством снижения рисков при тех же затратах и несколько меньшей прибыли (за счет снижения процентной ставки). Однако для банка операции по кредитованию малого бизнеса под гарантии более привлекательны и рентабельность по ним выше, чем при кредитовании с недостаточным обеспечением, когда банку необходимо создавать существенный резерв на возможные потери по ссудам. Но для того, чтобы такой банк, как Сбербанк России, начал сотрудничество  с Гарантийным фондом, необходимо доверие к фонду. Банк должен быть уверен, что в случае неплатежеспособности предприятия ему будут возвращены деньги. Это доверие может основываться на нескольких факторах:

- банк должен обладать правом на полную прозрачность в вопросах управления гарантийным фондом;

 - банк должен быть информирован об эволюции обязательств, взятых на себя фондом, о размере нетто-гарантий после учета непогашенных задолженностей, по которым идет судебный спор (особенно это станет актуально, как только в программу включатся другие банки);

- с банком должны проводиться консультации по общим направлениям деятельности фонда, в частности, для определения политики принятия рисков и особенно для установления инвестиционного мультипликатора (соотношение между максимальной суммой обязательств, которую может взять на  себя гарантийный фонд, и размером средств в фонде);

- банк должен быть также информирован о размерах бюджетного финансирования фонда с тем, чтобы рассчитывать на заранее выделяемый резерв для покрытия возможных потерь от невыплат;

- банк должен быть уверен, что получит деньги, каково бы ни было положение гарантийного фонда. Иными словами, необходимо предусмотреть субсидиарную ответственность Российской федерации по обязательствам гарантийного фонда.

Эти аспекты в обязательном порядке должны быть зафиксированы в соглашении о сотрудничестве между Банком-агентом и Государственным гарантийным фондом до начала реализации проекта.

Неоднозначна лишь эффективность механизма гарантирования для самого Гарантийного фонда. Но при создании данной модели основным постулатом является то, что Гарантийный фонд – некоммерческая государственная организация, основной целью деятельности которого является не получение прибыли, а расширение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, поддержка малого бизнеса. Хотя автор предполагает, что при развитии данной системы, квалифицированном подходе к оценке заявок потенциальных заемщиков со стороны как банков, так и фонда, Гарантийный фонд может выйти не только на точку безубыточности, но и работать с прибылью.

Эффективность реализации гарантийного механизма с участием Государственного гарантийного фонда во многом будет зависеть от объема финансовых средств, выделенных для гарантий. Представленная схема предполагает, что на каждый рубль гарантийных средств фонда будет выдано кредитов не менее чем на два рубля. Если Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства огласит курс на создание и развитие Государственного гарантийного фонда с активами, размещенными в Банке-агенте, в таком же размере, то это позволит предоставить кредиты на сумму, как минимум вдвое превышающую названную – 1200-1300 млн. руб. Из расчета, что средний размер кредита малому предприятию составляет 1 млн. руб., в рамках данной программы будет предоставлено кредитов 1200-1300 малым предприятиям (с учетом того, что первоначальные гарантии предоставляются из расчета 50% кредита). Это позволит создать дополнительно 8000-12000 рабочих мест (из расчета, что средняя стоимость рабочего места составляет 100-150 тыс. руб.). Приведенные расчеты свидетельствуют, по мнению автора, что данная программа может быть признана эффективной.


3.2. Субсидирование процентной ставки по кредитам малых предприятий


Механизм предоставления гарантий по кредитам решает две основные проблемы малых предприятий на пути привлечения кредитных ресурсов – отсутствие обеспечения и короткие сроки кредитования. Однако в этом случае стоимость кредитов не уменьшается, так как с предприятия, помимо процентов  за пользование кредитом, взимается плата за гарантию. Хотя в предложенной модели предполагается, что банковский процент будет несколько ниже рыночного (вследствие уменьшения рисков банка), плата за кредит, включающая проценты за гарантию, для предприятия останется достаточно высокой.

Снизить издержки малых предприятий по оплате процентов позволяет такой механизм, как субсидирование процентных ставок.

Субсидирование процентной ставки – это компенсация предприятию третьей стороной части денежных средств, выплаченных коммерческому банку в качестве процентов за пользование кредитом.

В связи с этим предлагается создание механизма субсидирования процентных ставок по кредитам малых предприятий в рамках предложенной выше модели Государственного гарантийного фонда.

Третьей стороной, выплачивающей компенсации, в данной модели является Гарантийный фонд. Основные параметры работы Гарантийного фонда, касающиеся источников формирования активов фонда, их размещения в Банке-агенте, управлении, принятия решений гарантийным комитетом, филиальной сети, сохраняются.

Процедура взаимодействия банка, Гарантийного фонда и малого предприятия в ходе реализации программы предоставления субсидий по кредитам малых предприятий может проходить по одной из двух схем:

 1. Заявки малых предприятий на получение кредитов оцениваются и удовлетворяются банком в обычном порядке. Одновременно с процедурой получения кредита или после того, как малое предприятие получило кредит, оно обращается в Гарантийный фонд с заявлением на субсидирование части процентной ставки. Гарантийный комитет фонда рассматривает заявку. При принятии положительного решения между Гарантийным фондом и малым предприятием подписывается Соглашение о субсидировании  процентной ставки, основным положением которого является оплата части процентов только в случае надлежащего исполнения заемщиком своих обязательств.  Денежные средства выплачиваются предприятию в течение срока пользования кредитом Гарантийным фондом по представлению предприятием справки из банка об уплате процентов. Оценка бизнеса заемщика  и мониторинг использования кредита проводятся банком .

2. Банк и Гарантийный фонд подписывают соглашение о субсидировании банку части недополученных процентов по кредитам малых предприятий. Банк устанавливает льготные проценты по кредитам малых предприятий. Далее процесс рассмотрения заявок и предоставления кредитов происходит в обычном порядке. Банк ежеквартально представляет Гарантийному фонду расчет размера компенсации в разрезе заемщиков, после чего Гарантийный фонд перечисляет средства со своего счета в пользу банка [30].

В данной модели обе предложенные схемы могут реализовываться параллельно. Первая схема может дополнять вторую в случае, когда заемщик – малое предприятие – обратился за получением кредита в банк, не выбранный в качестве участника программы.

Однако в целях оптимизации бюджетных расходов и полноценной реализации вышеописанной схемы кредитных гарантий предлагается следующее решение.

Банк-агент и Гарантийный фонд заключают соглашение: на неснижаемый остаток средств на счетах фонда в банке последний начисляет проценты, но не зачисляет их на расчетный счет, а использует для компенсации процентной ставки по кредитам субъектов малого предпринимательства. При данной схеме бюджетные средства не расходуются, также как средства, направленные на другие программы фонда.

Преимущества предложенной системы субсидирования части процентных ставок для малых предприятий очевидны – это снижение их расходов, и как следствие – увеличение инвестиционных возможностей и соответствующее повышение их конкурентоспособности. Для банков – это возможность расширения кредитного портфеля за счет увеличения кредитов малым предприятиям. Большим преимуществом программы является то, что на начальном этапе ее осуществление возможно без бюджетного финансирования, в дополнение к программе кредитных гарантий.

Эффективность реализации механизма субсидирования части процентных ставок по кредитам малых предприятий в рамках вышеизложенной схемы можно оценить следующим образом. Если средства, выделенные на реализацию гарантийного механизма (630 млн. руб.) будут размещены только на расчетном счете  в Сбербанке России, то проценты, начисленные за год составят 42 840 тыс. руб. (6,8% годовых, предоставляемых VIP-клиентам Сбербанком). Из расчета, что средний размер кредита малому предприятию составляет 1 млн. руб., средняя процентная ставка по кредитам в Сбербанке – 20% годовых, субсидируемая часть – разница между процентной ставкой и половиной ставки рефинансирования (20% – 9%), эти денежные средства позволят субсидировать малым предприятиям 110 000 руб. с каждого кредита.

Таким образом, проценты, начисленные на расчетный счет Гарантийного фонда, позволят выдать коммерческим банкам льготные кредиты в среднем 389 малым предприятиям.

Заключение


Значимость развития малого бизнеса для нашей страны велика, так как именно он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Можно выделить следующие основные преимущества развития малого бизнеса:

1.                увеличение числа собственников, как следствие – формирование и развитие среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

2.                формирование и развитие конкурентной среды;

3.                рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

4.                создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

5.                разработка и внедрение технологических, технических и организационных инноваций;

6.                косвенное стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые они считают недостаточно емкими.

Однако развитие малого бизнеса в России сталкивается с множеством препятствий, к которым можно отнести административные барьеры, чрезмерные налоги, запутанную и неудобную отчетность, непроработанную во многих отношениях законодательную базу.

Среди важнейших проблем – доступ к финансированию. Дефицит финансовых средств является одной из ключевых проблем развития примерно каждого третьего малого предприятия. Спрос на привлеченные ресурсы со стороны предприятий малого бизнеса высок. Однако для финансовых институтов – поставщиков кредитных ресурсов – малые предприятия часто являются неперспективными клиентами.

Коммерческие банки всегда неохотно занимались кредитованием малого бизнеса. Но на данном этапе развития российского банковского сектора, когда привлекательная часть рынка кредитования крупного и среднего бизнеса практически полностью освоена, а конкуренция со стороны иностранных банков возрастает, позиции малого бизнеса существенно укрепляются, особенно в сочетании с наметившейся тенденцией его легализации и повышения устойчивости. Именно динамично развивающиеся малые предприятия являются сейчас основными клиентами небольших коммерческих банков, а также филиалов и отделений крупных банков (например, Сбербанка). Наблюдается положительная динамика по кредитованию субъектов малого предпринимательства. Однако, несмотря на эту тенденцию, в этой сфере по-прежнему существует ряд проблем.

Одной из основных проблем является надежность кредитования. С точки зрения банков надежность – это совокупность ряда факторов, таких как экономическая обоснованность проекта, качественное обеспечение, удовлетворительные показатели финансового состояния предприятия, и далее – объемы финансовых потоков, история взаимоотношений с контрагентами, кредитная история в других банках и пр. Найти хорошего заемщика, удовлетворяющего требованиям, для банков также трудно, как для малых предприятий – банк, который бы выделил кредит. С позиции надежности можно определить ряд проблем, затрудняющих доступ малых предприятий к банковским кредитам. Прежде всего, это отсутствие у малых предприятий ликвидного обеспечения. Другой проблемой является риск невозврата кредитов: малые предприятия зачастую оказываются менее надежными заемщиками, чем крупные.

С точки зрения малых предприятий доступ к кредитам банков затрудняется высокой ценой кредитов, короткими сроками кредитования, сложностью составления требуемой банками документации (бизнес-планов, технико-экономического обоснования возврата кредита), долгим сроком рассмотрения заявки, принципиальным нежеланием банков работать с малыми предприятиями. Особенно если целью кредита выступает не модернизация производства, а погашение задолженности перед поставщиками или банком, по выплате заработной платы. Проблемой при банковском кредитовании малых предприятий является также отсутствие продолжительной кредитной истории.

Помимо банковского кредитования малых предприятий в России в последние годы получают развитие альтернативные источники финансовых ресурсов. Одним из таких источников становится микрокредитование. Услуги микрокредитования ориентированы на потребности малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков. Однако рынок микрофинансовых услуг в России только начинает складываться. При значительном числе потенциальных потребителей микрокредитов со стороны предложения он остается крайне узким. В этом секторе также существует ряд проблем, требующих решения, в том числе: небольшая распространенность микрофинансовых организаций, отсутствие информации у малых предприятий о данном типе организаций. Для институтов микрокредитования в России до сих пор не создана нормативная база.

Все вышеперечисленные проблемы препятствуют развитию кредитования малого бизнеса. Самыми приоритетными среди них, на наш взгляд, являются: отсутствие обеспечения у малых предприятий, высокая цена кредитов, короткие сроки кредитования.

По нашему мнению, решению этих проблем может способствовать создание таких механизмов, как гарантирование кредитов малых предприятий и субсидирования части процентных ставок по кредитам.

Гарантии, предоставленные по кредитам, позволят малым предприятиям получить кредит, предоставив 50% или даже менее 50% обеспечения. Кроме того, распространение системы гарантирования по кредитам малых предприятий будет способствовать увеличению сроков кредитования вследствие снижения риска банка при наличии у последнего «длинных» денег.

Субсидирование части процентных ставок по кредитам позволит малым предприятиям снизить расходы, и, как следствие, увеличить инвестиционные возможности и  повысить конкурентоспособность.

В целом, развитие гарантий по кредитам и компенсация части процентных ставок способно привести к увеличению количества операций по кредитованию малого бизнеса, к упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, а, следовательно – к развитию малого предпринимательства в стране, созданию новых рабочих мест и подъему экономики.

Таким образом, разработка и внедрение программ гарантирования и субсидирования является важным направлением развития кредитования малого бизнеса в России, позволяющим решить основные проблемы привлечения финансовых ресурсов малыми предприятиями.

Размещено на /

Список использованных источников

1.        Конституция Российской Федерации 1993 г. (с изменениями от 30.12.2008 г.).

2.        Гражданский кодекс РФ Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (действующая редакция).

3.        Гражданский кодекс РФ Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (действующая редакция).

4.        Федеральный закон от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

5.        Федеральный закон от 20 октября 2006 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ).

6.        Постановление правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы федерального фонда поддержки малого предпринимательства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.99 N 968)

7.        Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. N 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

8.        Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери  утв. ЦБ РФ 12 апреля 2001 г.

9.       Алексеев А., Бубнов И., Востриков П. Кредитование малого и среднего бизнеса // Банковское дело в Москве, 2006 г. № 2 (98) (электронная версия).

10.   Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России. – М.: ФИНКА Интернэшнл, 2006 г.

11.   Быкова Н.Г. Маркетинг-менеджмент инвестиционного процесса в сфере малого предпринимательства. – Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2006 г.

12.   Васильева Е.Н., Овчиян М.Р., Ломовцева В.В. Обзор опыта российских институтов микрофинансирования. – Смоленск, 2006 г.

13.   Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева – М.: Юристъ, 2007 г.

14.   Деятельность международных организаций по поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации / Документ Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. – М.: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, 2005 г.

15.   Дзугкоев Ч.М. Финансово-кредитные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в регионе. – М.: Компания Спутник+, 2006.

16.   Динамика развития малого предпринимательства в регионах России 2008 года / Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. – М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2008 г.

17.   Донских А. Пустая ниша привлекает // Банковское дело в Москве, 2008 г.  № 2 (98) (электронная версия).

18.   Ермилова Г.А. ,  Ресурсныйого центр малого предпринимательства. "Банковское кредитование", N 2, 2006 г.

19.   Ефимчук И. Как выбрать банк // Финанс., 2007 г.  № 8. – С.10-15.

20.   Иванова С. Особенности кредитования малого бизнеса в России: опыт и перспективы // Банковское дело в Москве, 2007 г.  № 2 (98) (электронная версия).

21.   Изучение ситуации в секторе малого и среднего бизнеса – М.: Институт социально-экономического анализа и развития предпринимательства, 2008 г.

22.   Изучение состояния и перспектив развития сферы банковских финансовых услуг малому бизнесу. – М.: Рабочий центр экономических реформ – Либеральная альтернатива, 2006 г.

23.   Иоост де ла Рив Бокс. Микрофинансирование в России. / Программный документ.  – М.: Tacis, 2007 г.

24.   Карпинская В. Бедный малый / Прямые инвестиции – М.:, 2007 г.

25.   Кредитные союзы и кредитные кооперативы как механизм финансирования МСП / Отчет – М.: Тасис СМЕРУС 9803, 2007 г.

26.   Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы /Аналитический сборник. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2006 г.

27.   Порядок краткосрочного кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сбербанком России и его филиалами от 26 ноября 2004 г. № 931-2-р.

28.   Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. –  М.: Тасис СМЕРУС 9803, 2008 г.

29.   Сиганьков А. Кредитование малого бизнеса //Эксперт, 2006 г. № 3 (электронная версия).

30.   Финансовые технологии в малом предпринимательстве. / Аналитический справочник – М.: Ресурсный центр МП, 2005 г.

31.   Финансово-кредитные механизмы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации – М.: Ресурсный центр МП, 2005 г.

32.   Хаустова Г. Неработающий бизнес мы не кредитуем // Банковское дело в Москве, 2007 г. № 2 (98) (электронная версия).

33.   Черненко В.А., Малькова С.А., Подьячева Е.Б. Кредитование малого бизнеса. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2007 г.

34.   Шмырева А.И., Черненко В.А., Климов А.Ю. Теория и практика кредитования малого бизнеса. – Новосибирск, 2007 г.

35.   Е.В. Тихомирова.  Кредитные операции коммерческих банков// Деньги и кредит. – 2007 г .- №9

36.   Н.И. Парусимова. Некоторые тенденции развития кредитных услуг в России // Банковские услуги.- 2008 г.- №7-8

37.   Е.В. Рукавишникова. Ранняя диагностика банком кредитного риска клиента // .- 2007 г. - №6-7


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты